Расцвет отечественной культуры рубежа XIX–XX веков не ограничился новыми течениями в литературе, музыке, живописи, философии или театре. Появились не менее интересные творческие объединения. Часть из них довольно хорошо известна и описана в литературе: Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге и Москве, знаменитые «среды» на «башне» Вячеслава Иванова и не менее знаменитый «Бубновый валет»… Можно вспомнить и про редакции журналов и издательств, начиная с «Аполлона» и кончая «Шиповником»…
Книга Александра Соболева реконструирует историю Общества свободной эстетики. Оно возникло в 1906 году в Москве по инициативе Валерия Брюсова при непосредственном участии живописца Василия Переплетчикова, композитора Николая Кочетова и ряда других лиц. Деньги на новый проект выделял предприниматель Владимир Гиршман. Состав основателей изначально предопределил главную задачу общества, которая заключалась в объединении «служителей всех родов искусства – художников, музыкантов, поэтов, драматических и балетных артистов с целью сближения их между собой». Члены «свободной эстетики» не придерживались какой-либо конкретной концепции. Поэтому общество сразу превратилось в площадку для публичных выступлений и споров между представителями множества различных течений в современном искусстве, а его членами в числе прочих стали Андрей Белый, Эллис, Валентин Серов, Николай Милиоти, Константин Станиславский, Игорь Грабарь, Сергей Щукин…