«Литературное наследство» – старейшая и на сегодня одна из самых престижных в мире научных издательский серий – существует с 1931 г. Более чем за 80 лет существования коллектив сотрудников и авторов «Литературного наследства» извлек из архивного забытья и осуществил первые научные публикации многих тысяч незаслуженно забытых художественных, эпистолярных, мемуарных и др. произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.И.Герцена и Н.П.Огарева, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.А.Гончарова, А.Н.Островского, Н.С.Лескова, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, В.Я.Брюсова, М.Горького, Л.Н.Андреева и их современников.
В создании томов «Литературного наследства» участвовали выдающиеся российские и западные ученые и литераторы: М.К.Азадовский, М.П.Алексеев, И.Л.Андроников, Н.П.Анциферов, В.Ф.Асмус, П.Н.Берков, С.М.Бонди, Н.Л.Бродский, Б.Я.Бухштаб, В.В.Виноградов, М.Л.Гаспаров, Э.Г.Герштейн, Л.Я.Гинзбург, Н.К.Гудзий, Г.А.Гуковский, Н.Н.Гусев, А.С.Долинин, С.Н.Дурылин, В.Е.Евгеньев-Максимов, В.М.Жирмунский, Р.В.Иванов-Разумник, Б.П.Козьмин, Д.С.Лихачев, Д.Лукач, А.В.Луначарский, Ю.М.Лотман, А.Мазон, З.Г.Минц, К.Д.Муратова, Ю.Г.Оксман, К.В.Пигарев, С.А.Рейсер, Д.П.Святополк-Мирский, Е.В.Тарле, Л.И.Тимофеев, Б.В.Томашевский, Ю.Н.Тынянов, Н.И.Харджиев, М.А.Цявловский, К.И.Чуковский, В.Эджертон, Н.Я.Эйдельман, Б.М.Эйхенбаум, А.М.Эфрос, И.Г.Ямпольский и др.
Огромный документальный массив, впервые обнародованный в «Литературном наследстве» (общий объем томов – около 50 000 страниц; количество иллюстраций – не менее 10 000), и по сей день остается уникальным источником по истории русской литературы. Выдающийся французский ученый А.Мазон еще в 1958 г. говорил: «Не существует в области истории литературы издания, которое в течение двадцати лет принесло бы больше славы русской науке».
В течение многих десятилетий «Литературное наследство» выходило под руководством его создателей – доктора искусствоведения Ильи Самойловича Зильберштейна (1905–1988) и доктора филологических наук Сергея Александровича Макашина (1906–1989).
Многолетний сотрудник «Литературного наследства» Л.М.Розенблюм писала: «Воспринимая работу над томами «Литературного наследства» как служение отечественной культуре, его руководители не могли не понимать, какие трудности им предстояло преодолевать на этом пути. В эпоху жесткой идеологической цензуры, когда всемерно подавлялась личная свобода, руководителям «Литнаследства» удавалось оставаться внутренне свободными, вопреки той внешней несвободе, с которой они, как практики, разумеется, не могли не считаться.
Но их энергия была неизменно направлена на то, чтобы ограничить это внешнее давление, чтобы предельно освободить от него сферу своей деятельности. Без такого чувства внутренней свободы невозможно было руководить изданием, предназначенным для первой публикации неизвестных художественных произведений, рукописей, писем, исторических документов, которые давали возможность по–новому осветить многие проблемы, что часто вело к непредсказуемым выводам и создавало почву для честной науки». «Литературное наследство» было основано в 1931 г. как орган Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) и Института литературы и языка (ИЛИЯ) Коммунистической академии.
17 июня 1931 г. секретариат РАПП, рассмотрев вопрос «Об историко-литературном журнале» (по докладу И.Ситковского), постановил: «Считать необходимым с ИЛИЯ издание историко-литературного журнала. Поручить т. Ситковскому и Макарьеву написать соответствующую докладную записку, поставить окончательный вопрос на ближайшем заседании секретариата»*.
Однако истинным инициатором «Литературного наследства», стоявшим за спиной официальных инстанций и лиц, был И.С.Зильберштейн. По его воспоминаниям, докладная записка РАПП и ИЛИЯ «была отправлена Алексею Ивановичу Стецкому в ЦК (он заведовал Агитпропом) и было дано разрешение на три номера: попытаемся, посмотрим, что выйдет» (позднее Зильберштейн вспоминал, что переговоры со Стецким вел М.Е.Кольцов). 1 августа 1931 г. И.С.Зильберштейн начал работать в «Литературном наследстве» в качестве заведующего редакцией.
В 1931–1932 гг. первые два номера «Литературного наследства» вышли под грифом РАПП и ИЛИЯ в руководимом М.Е.Кольцовым Журнально-газетном объединении (Жургаз); третий номер появился уже без этих грифов (РАПП была ликвидирована в апреле 1932 г. постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций»). Влияние РАПП и его деятелей, еще два года входивших в редколлегию «Литературного наследства», на политику издания было непродолжительным и незначительным, и уже том 4–6 «Литературного наследства», посвященный Гете и русской культуре (1933), обозначил истинные приоритеты издания.
В 1932–1937 гг. «Литературное наследство» издавалось без какого-либо грифа как одно из сериальных изданий Жургаза — вплоть до ликвидации объединения в 1938 г.
В декабре 1937 г. Отдел печати и издательств ЦК ВКП (б), обследовав деятельность Жургаза, отметил «отсутствие» руководства, контроля за расходованием средств и наличие в штате «выходцев из среды потомственных дворян, фабрикантов, крупных торговцев… мелкобуржуазных партий» и т.п.; в заключении заведующего Отделом Л.З.Мехлиса «Литературное наследство» предлагалось перевести в Гослитиздат. 11 мая 1938 г. Оргбюро ЦК ВКП (б) ликвидировало Жургаз, а издание «Литературного наследства» было передано в Издательство АН СССР.
28 июня 1938 г. состоялось заседание Президиума Редакционно-издательского совета (РИСО) АН СССР, определившее судьбу «Литературного наследства» на последующие десятилетия. Заслушав доклад П.И.Лебедева-Полянского**, Президиум постановил: «1. Сосредоточить публикацию всех архивных материалов по истории литературы и общественной мысли, а также статей, комментирующих эти материалы, в переданных Академии Наук сборниках «Литературное наследство»; 2. Утвердить «Литературное наследство» в качестве органа Института литературы АН…».
Ко времени вхождения в Академию наук «Литературным наследством» было выпущено 30 томов (15 книг), посвященных, Гете и русской литературе, литературе XVIII в., Салтыкову-Щедрину, Пушкину, революционным демократам, русскому символизму, русско-французским литературным связям и др. Редакция издания сформировалась как полноценный научный коллектив, в который помимо Зильберштейна вошли С.А.Макашин (принявший участие в работе над первым же номером и ставший наравне с Зильберштейном одним из создателей «Литературного наследства»), И.В.Сергиевский, Н.Д.Эфрос и др. Сложились и основные принципы деятельности издания, среди которых следует особо отметить глубину архивной проработки публикаций, оригинальные поисково-исследовательские стратегии, широкие контакты с зарубежными исследователями и организациями. Редакция «Литературного наследства» работала как автономная научная институция, самостоятельно определявшая темы исследовательских проектов-томов, формировавшая авторские коллективы и активно участвовавшая в их работе***, а также изыскивавшая средства для их осуществления (основными средствами были издательские гонорары, в постсоветское время – гранты научных фондов РГНФ, РФФИ, Фонд Сороса). Такими принципы ее работы оставались и в последующие десятилетия.
Как орган ленинградского Института литературы / Института русской литературы (Пушкинский Дом) «Литературное наследство» выходило в 1939–1948 гг. (всего под его грифом вышло 24 тома (13 книг)). В результате этой институционализации «Литературное наследство» не только обрело статус официального академического издания, но и смогло значительно расширить свою деятельность: именно сотрудниками ИРЛИ и материалами его архивохранилища были в значительной степени обеспечены фундаментальные тома, посвященные Лермонтову, Некрасову и Белинскому.
В июне 1949 г. Отделение литературы и языка (ОЛЯ) АН СССР обратилось в Редакционно-издательский совет АН с ходатайством о переводе «Литературного наследства» в ведение ОЛЯ. 1 июля этого же года РИСО это ходатайство удовлетворило и утвердило новую редколлегию издания. В 1950–1960 гг. под грифом ОЛЯ «Литературное наследство» выпустило 12 томов (13 книг), посвященных Белинскому, Пушкину, Лермонтову и Гоголю, декабристам-литераторам, Герцену и Огареву, Маяковскому, революционным демократам, Чехову.
Публикация в томе 65 переписки В.В.Маяковского и Л.Ю.Брик и некоторых других материалов, став поводом для критики тома и издания в целом советской печатью, привела к новому повороту в судьбе «Литературного наследства». 31 марта 1959 г. ЦК КПСС принимает постановление «О книге «Новое о Маяковском»», в котором том 65 «Литературного наследства» характеризовался как «грубая ошибка», совершенная «лицами, политически незрелыми»; в документах, связанных с принятием этого решения, отмечалось, что «Литературное наследство» выходит без должного научного и цензурного контроля. В течение 1959 г. деятельность «Литературного наследства» неоднократно рассматривалась на заседаниях руководящих органов и специальными комиссиями АН СССР. 18 марта 1960 г. Президиум АН СССР принимает предложение ОЛЯ о переводе «Литературного наследства» в ведение ИМЛИ и утверждает новую редколлегию.
В истории «Литературного наследства» 1960–1980-е гг. стали, пожалуй, наиболее продуктивными, — несмотря на то, что в это время число и внимание цензурных инстанций, контролировавших «Литературное наследство», ощутимо возросли (на решение судьбы, к примеру, тома 89 у редактора этого тома Зильберштейна ушло 20 лет). Расширение штата, возможность прямого участия сотрудников ИМЛИ в «Литературном наследстве», упорядочение взаимодействия с другими институтами АН СССР и издательством «Наука» — эти новые для «Литературного наследства» факторы не могли не сказаться на деятельности издания. С 1961 г. вышло 37 томов (56 книг), посвященных, в частности, Блоку, Брюсову, Бунину, Герцену и Огареву, Гончарову, Горькому, Достоевскому, Лескову, Луначарскому, Островскому, Толстому, Тургеневу, Тютчеву, Фету, Чехову и др.
После перехода в систему Академии наук СССР редколлегию «Литературного наследства» в разное время возглавляли академики АН СССР В.В.Виноградов, П.И.Лебедев–Полянский, члены–корреспонденты АН СССР И.И.Анисимов, А.М.Еголин, В.Р.Щербина, в состав редколлегии в разное время входили ученые – академики АН СССР А.С.Бушмин, М.Б.Храпченко, члены–корреспонденты АН СССР В.Г.Базанов, Г.П.Бердников, Д.Д.Благой, Л.И.Тимофеев, доктора филологических наук К.Д.Муратова, Н.А.Трифонов и др. С 1988 г. — председатель редакционной коллегии «Литературного наследства» – член–корреспондент РАН Ф.Ф.Кузнецов; члены редколлегии – Н.В.Котрелев, А.С.Курилов, П.В.Палиевский, Н.Н.Скатов, Л.А.Спиридонова.
В 1989 г. в ИМЛИ был создан Отдел «Литературное наследство» (ранее «Литературное наследство» существовало при ИМЛИ в качестве редакции); первым заведующим Отделом стал Н.В.Котрелев.
Л.М.Розенблюм писала: «Коллектив сотрудников редакции всегда был очень невелик (всего несколько человек), но состоял из высококвалифицированных специалистов, энтузиастов своего дела».
В разные годы в штате редакции работали: Ольга Юрьевна Авдеева (в замуж. Ускова; род. 1953), Клавдия Ивановна Афонина (1906-1988), Маргарита Ильинична Беляева (1904–1976), Юлия Павловна Благоволина (1928–2005), Ксения Петровна Богаевская (1911–2002), Наталия Васильевна Домбровская (род. 1945), Алексей Николаевич Дубовиков (1905–1984), Татьяна Георгиевна Динесман (1921-2011), Владимир Викторович Жданов (1911–1981), Елена Григорьевна Коляда (1927–1992), Елена Баурджановна Коркина (род. 1947), Леонид Рафаилович Ланский (наст. Каплан; 1913–2000), Ольга Евгеньевна Майорова (род. 1957), Петр Павлович Парадизов (1906–1937), Мария Рувимовна Рабинович (?–1959), Наталья Александровна Роскина (1927–1989), Лия Михайловна Розенблюм (1922-2011), Иван Васильевич Сергиевский (1905–1954), Ипполит Константинович Ситковский (2-й псевд. И.Ипполит, наст. Иоэльсон Исаак Израилевич; 1903–1938), Геннадий Алексеевич Смольянинов (1908–1938), Николай Алексеевич Трифонов (1906–2000), Галина Николаевна Шевченко, Наталья Давыдовна Эфрос (1889–1989) и др.; в 1930-е гг. ленинградскими представителями редакции были Ираклий Луарсабович Андроников (1908–1990) и Виктор Константинович Лавровский (1890–1938); на договорных условиях с «Литературным наследством» сотрудничали Эмма Григорьевна Герштейн (1903–2002), Сарра Владимировна Житомирская (1916–2002), Лидия Корнеевна Чуковская (1907–1996) и др.
С середины 2008 г. вплоть до своей безвременной кончины 22 июля 2014 г. Отделом руководил А.Ю.Галушкин. С января 2015 г. до марта 2020 г. Отделом руководил О.А.Коростелев.
Сотрудники Отдела: М.Л. Спивак (зав. отделом), А.В. Геворкян, Н.В. Котрелев, В.В. Нехотин, С.И. Панов, В.А. Резвый, А.И. Серков, М.В. Строганов, М.И. Трепалина, О.В. Федунина, М.А. Фролов, В.Н. Чугунова, О.И. Шапкина.
* Цитируемые здесь и ниже архивные материалы по истории «Литературного наследства» выявлены О.Я.Алексеевой, А.Ю.Галушкиным, М.А.Котовой, М.И.Трепалиной и М.А.Фроловым.
** П.И.Лебедев-Полянский был ответственным редактором «Литературного наследства» с июля 1934 г., а в 1937 г. стал директором Пушкинского Дома. Судя по тому, что черновик постановления РИСО сохранился в его личном архиве, именно он взял на себя организацию этого перехода.
С.А.Макашин вспоминал, что Лебедев-Полянский был «единственный… наш редактор из всех, которые у нас были, который проявлял действительно интерес к «Литературному наследству». Это тоже нужно отметить, потому что все остальные главные редактора «Литературного наследства»», они были номинальными, они нам не мешали работать, но они и не участвовали в работе: ни Авербах, ни Сучков, ни Виктор Владимирович Виноградов, ни Анисимов, никто, так сказать, другой».
*** На заседании Ученого совета Пушкинского Дома к 25-летию «Литературного наследства» 25 июня 1947 г. М.П.Алексеев так характеризовал эту особенность работы сотрудников «Литературного наследства»: «В.М.Жирмунский взял слово и подчеркнул как автор, какое значение имеет редакция в творчестве сотрудников. Я хотел бы также подчеркнуть, что если бы не искусная организация творческого процесса, которую мы наблюдаем в «Литературном наследстве», то многих статей мы не увидели бы в том виде, как они были даны. Очень интересно, что эта новая форма организации работы свойственна только редакции «Литературного наследства». Ни одна редакция до сих пор не вмешивалась активно в творческий процесс отдельных ученых, как это имело место здесь. До сих пор редакция имела другое значение, редакция вычеркивала, не допускала, мешала автору. Но здесь мы присутствуем при новой форме редакционной работы: редакция не только заказывает статьи, но оказывает широкую помощь автору, выписывает материалы, дает материалы, наталкивает на новые, чрезвычайно содержательные источники. Это очень интересный способ помощи в научно-исследовательской работе. Я думаю, что когда будет написана история «Литературного наследства», а она будет написана, этот факт в истории нашей культуры и литературы придется подчеркнуть особо. Коллектив авторов в известной мере находится на положении ученичества у редакции, потому что очень часто приходится обращаться за помощью и спрашивать: «А где еще можно найти подкрепление той или иной мысли, той или иной цитаты? Где еще нужно искать материалы?». Редакция «Литературного наследства» это делает сама и необыкновенно искусно. И если бы не эта помощь редакции, то многие статьи, которые даны в «Литературном наследстве», не получили бы их нынешней формы».