- Информация о материале
Большие книги. Книжная полка Дмитрия Бавильского
Моника Спивак. Андрей Белый: между мифом и судьбой. М., «Новое литературное обозрение», 2023. 848 стр. Научное приложение. Выпуск CCXLIII.
Еще одно большое, объемное (едва ли не самый толстый выпуск научной библиотеки «НЛО» последнего времени) исследование — жизни поэта как книги, состоящей из многих окон и дверей, куда заглядываешь с тихой радостью бескорыстного погружения. Казалось бы, ну что мне Андрей Белый, «бирюзовый учитель, мучитель, властитель, дурак»?
Спивак, однако, выстраивает его творческую биографию от «аргонавтического» дебюта до посмертного мифа (в мандельштамовском цикле памяти Белого, буквально на последних страницах этого весьма внушительного тома, исследовательница находит намеки на «аргонавтические мотивы», и монография таким образом делает эффектный композиционный круг) как чреду исследований о всяческих любопытных аспектах из «жизни и творчества» странного, так до конца никому не понятного поэта. «Собиратель пространства, экзамены сдавший птенец, сочинитель, щегленок, студентик, студент, бубенец, конькобежец и первенец, веком гонимый взашей…»
Примерно вот как Мандельштам парой касаний пробежал по всей биографии коллеги, так и Моника Спивак раз за разом, глава за главой в этой книге выдвигает на публику ящики своего личного архива, накопленного за многие годы, проведенные вместе с подопечным в какой-то удивительно тесной симбиотической связи. Все, что вы хотели знать об Андрее Белом, но боялись спросить — от треугольников в личной жизни и его оголтелого, фанатичного штейнерианства, проведенного через все периоды и жизненные годины, вплоть до фобии сглаза, собирания камушков на коктебельском пляже и, разумеется, танцев в берлинских кафешках, бесконечно смущавших интеллектуальных соотечественников и восхищавших немецких обывателей.
- Информация о материале
Дорогая Моника Львовна, сердечно поздравляем Вас с днем рождения!
Ваша неиссякаемая креативная энергия, всегда неравнодушное и неформальное отношение к рабочему процессу и к его (со)участникам, по- хорошему придирчивое внимание к каждой запятой не могут не вызывать восхищение. Эти качества, которые формируют «лицо» и характер нашего отдела, помогают хранить и преумножать «Литературное наследство», объединяют нас в настоящую команду. Со всей ответственностью обещаем беречь и не огорчать Вас. Желаем Вам вдохновения и сил, новых путей в научном поиске и радости от неожиданных открытий!
- Информация о материале
В очередном, 115-ом томе "Литературного наследства" впервые публикуются письма-дневники художницы Татьяны Гиппиус. На протяжении 1906-1908 годов она регулярно посылала их во Францию своей сестре - Зинаиде Гиппиус, Дмитрию Мережковскому и Дмитрию Философову. Основное содержание дневников-писем: повседневная жизнь неохристианской общины - младших сестер Гиппиус, А. Карташева и В. Кузнецова, а также хроника культурной жизни Петербурга.
- Информация о материале
Сборник "Андрей Белый: Ракурсы, контексты, подтексты. Статьи и публикации" (М.: ИМЛИ РАН, 2024) вошел под № 6 в топ-100 новинок 2024
Подготовленный Моникой Спивак большой сборник новых работ о Белом: среди авторов — Александр Лавров, Елена Толстая, Елена Тахо-Годи, Олег Клинг, Юрий Орлицкий, а среди тем — «Котик Летаев», «Петербург» и «Москва», концепция самосознающей души, стихи, воспоминания, штейнерианство.
- Информация о материале
Литературное наследство. Т. 114: Переписка П.А. Вяземского и П.И. Бартенева (1865–1877) / сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Л.И. Соболева; отв. ред. М.Л. Спивак; ред. В.А. Резвый, О.В. Федунина. — М.: ИМЛИ РАН, 2024. — 704 с.
https://doi.org/10.22455/LN.0130-3627-2024-114
ISBN: 978-5-9208-0750-2
ISSN: 0130-3627
DOI: https://doi.org/10.22455/LN.0130-3627-2024-114
EDN: https://www.elibrary.ru/BHEAQW
Основу тома составляет впервые публикуемый в полном виде уникальный источник по истории эпохи — переписка (1865–1877) П.А. Вяземского (1792–1878) с историком, библиографом, основателем и издателем журнала «Русский архив» П.И. Бартеневым (1829–1912). В представленном корпусе писем затрагиваются прежде всего вопросы, связанные с публикацией в журнале Бартенева документов из фамильного Остафьевского архива князей Вяземских; раскрываются не во всем совпадающие подходы участников переписки к изданию исторических материалов (будь то Петровская эпоха или биография А.С. Пушкина). Таким образом, переписка Вяземского и Бартенева, помимо очевидного значения для исследования их биографий и общественно-литературных позиций, является также ценным источником по становлению российской архивистики как научной дисциплины, со своим специальным журналом.
В Приложениях публикуются следующие материалы: переписка Бартенева с сыном П.А. Вяземского и его супругой — П.П. и М.А. Вяземскими; сохранившаяся в черновом варианте и ранее не издававшаяся статья М.Н. Лонгинова для юбилейного заседания Общества любителей российской словесности, посвященного чествованию Ф.Н. Глинки и П.А. Вяземского; пометы Вяземского на полях сборника его стихотворений «В дороге и дома» (1862); письма разных лиц и дневниковые записи о кончине и погребении П.А. Вяземского, а также некрологи.
Все материалы, отражающие разные стороны деятельности Вяземского как поэта, историка, публициста, литературного критика, специально подготовлены к печати для настоящего издания и подробно прокомментированы.
- Информация о материале
В журнале «Вопросы литературы» (2024. № 5. C. 178–180) опубликована рецензия: Черкасов В. А. М. В. Строганов. Тверской край после Пушкина: Очерки пушкиноведческого краеведения. Тверь: СФК-Офис, 2023. 368 с.
Другая рецензия опубликована в журнале «Культура и текст» (2024. № 2. С. 250–255): Петренко Е. В. Как Тверской край «природнялся» к Пушкину.
Книгу: Строганов М. В. Тверской край после Пушкина: Очерки пушкиноведческого краеведения. Тверь: СФК-Офис, 2023. 368 с. Завидовские чтения. Выпуск 8 — см. здесь: https://www.academia.edu/123951844/Тверской_край_после_Пушкина_Очерки_пушкиноведческого_краеведения
- Информация о материале
Рецензируемая монография М. Строганова посвящена актуальной проблеме соотношения классической и массовой культуры. Этот вопрос автор решает в основном на материале историко-культурных явлений XVIII–XIX веков, допуская значительные экскурсы в века XX–XXI, чем, конечно, усиливает впечатление от актуальности решаемой им проблемы, и, мы бы сказали, публицистичности рассуждений и выводов. При этом автор опирается на собственное детальное рассмотрение конкретных историко-культурных фактов, раскрывающих эволюцию некоторых знаковых для русской культуры мифологем, а также русского песенно-музыкального искусства в его тесной связи с историей русской литературы и фольклора.
Монография состоит из нескольких частей, объединенных отчетливо выраженной в заключении авторской концепцией прозрачности границ между мирами классической и массовой культуры, их сущностного единства в свете взаимной историко-культурной и социальной обусловленности.
- Информация о материале
Рецензия посвящена сборнику статей, подготовленного профессором М. В. Строгановым к своему 70-летию. В книге сплелись два главных научных интереса автора, замешанных на особенной, свойственной только данному исследователю, методологической парадигме. Это внимание к литературно-художественному или фольклорному тексту и сосредоточение на богатстве русской культуры в самых широких ее проявлениях: песня и пение, музыка и живопись, разнообразные оттенки театрального искусства. Эти две составляющие научного поиска у Строганова находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии. Ученый не только останавливается на очевидных проявленияхэтихсвязей, но видит в них движущую силу всей русской художественной мысли, поиски эстетического идеала, ответы на мучительные вопросы русской жизни.
Строганов М. В. Парадоксы культуры: Работы разных лет. СПб. : Росток, 2022. 402 с. ; ил.
- Сегодня исполняется 60 лет старшему научному сотруднику Отдела "Литературное наследство", кандидату исторических наук Андрею Ивановичу Серкову.
- Дружинин П.А. Из истории «Литературного наследства». И. Зильберштейн и С. Макашин: взаимоотношения ученых
- Поэтика вещи в фольклоре и литературе
- Эмблематика: макрокосм
RU
EN