Философы часто любят рассуждать об обреченности человека, его зависимости от внешних сил: тирании государства (Макиавелли), экономики (Маркс), толпы (Ортега-и-Гассет), слепой воли (Шопенгауэр) и т.д. Реже они обращают внимание на зависимость, связанную с талантом, когда успех одного члена семьи затмевает жизнь других, навечно оставляя их в тени его славы.

Художнице Татьяне Гиппиус (1877–1957) пришлось жить под знаком гения старшей сестры, поэта и прозаика Зинаиды. Но, судя по всему, она не была в обиде. Возможно, потому что сестры были единомышленницами. Татьяна разделяла утопическую идею Зинаиды и ее супруга Дмитрия Мережковского о перестройке Церкви и последующего возрождения общества на основе религиозно-социальных начал. Она вошла наряду с еще одной сестрой Гиппиус – Натальей и такими знаковыми фигурами Серебряного века, как историк церкви и политик Антон Карташев и публицист и редактор Дмитрий Философов, в «ближний круг» «реформаторов». Во время долгих отъездов четы Мережковских Тата, как называли ее в семье, посылала пространные письма с отчетами-описаниями происходящего в их «общине» и рассказами о культурной жизни в столице.

В издание вошли письма 1906–1908 годов. Это было время так называемой первой эмиграции Мережковских – добровольного изгнания, вызванного не только отрицанием монархии, но и, как позднее вспоминала Зинаида, желанием лучше изучить католичество, политическую жизнь Европы и русскую эмиграцию. В качестве дополнения в книге приводятся послания, связанные с еще несколькими отъездами, происходившими в 1910–1913 годах.

Впрочем, письма интересны не только религиозным содержанием, не без основания названным поэтом и литературным критиком Георгием Адамовичем «игрой в религию». На их страницах развертывался роман между Гиппиус и Карташевым. Их отношения порой становились болезненными и в итоге завершились расставанием. Острый на язык публицист и философ Василий Розанов даже заявил, или, точнее, «навыдумывал», как прокомментировала его слова Татьяна, будто она ведьма, выпила всю кровь из Карташева, «скрутила его и держу при себе». В свою очередь, Тата писала: «он меня учил своей любви, «любви для себя», а я его учу любви «для тебя».

Приводятся характеристики и портретные зарисовки знакомых художницы – мыслителей и писателей. Один из авторов знаменитого сборника «Вехи» философ Сергей Булгаков «мил издали, а вблизи скука и безнадежность, несмотря на всю к нему любовь». Розанов – «кабаненочек: розовый весь, нос пятачком, а губа нижняя остренькая, подбородок срезан вниз и улыбается в себя. Захолонуло веселостью сердце. …Прокрался назад, сел сзади меня… только во мне веселость этакую усилило».

Прочитать материал полностью