Имя Татьяны Гиппиус, младшей сестры Зинаиды Гиппиус, известно в основном специалистам — она была художницей, литературой не занималась, однако после нее осталось обширное эпистолярное наследие, содержащее множество сведений о жизни семьи Гиппиус-Мережковских и интеллигенции Серебряного века в целом. Недавно издательство ИМЛИ РАН в серии «Литературное наследство» выпустило книгу «Семейные хроники в письмах-дневниках Татьяны Гиппиус»: по просьбе «Горького» Анна Грибоедова поговорила с составительницей издания, доктором филологических наук, ведущим научным сотрудником ИРЛИ РАН Маргаритой Павловой о том, как архив Мережковских оказался в США, почему эти документы многие годы были недоступны исследователям из России и в чем их уникальность как источника для изучения той эпохи.
Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались перед лицом наступающего варварства, насилия и лжи. В этой ситуации чрезвычайно важно сохранить хотя бы остатки культуры и поддержать ценности гуманизма — в том числе ради будущего России. Поэтому редакция «Горького» продолжит говорить о книгах, напоминая нашим читателям, что в мире остается место мысли и вымыслу.
— Маргарита Михайловна, как бы вы могли представить читателям недавно вышедшие «Семейные хроники в письмах-дневниках Татьяны Гиппиус»?
— В первую очередь я хочу поблагодарить вас, Анна, за приглашение к разговору. Это действительно хорошая возможность представить книгу, что-то вспомнить и рассказать о том, что в нее вместилось и не вместилось, несмотря на объем — без малого 900 страниц. Для серии «Литературное наследство» этот том скорее нетрадиционный, потому что на титул вынесено имя не писателя, не критика, не историка словесности, не мемуариста, а человека, который непосредственного отношения к литературе не имеет. Татьяна Гиппиус — одна из трех младших сестер Зинаиды Гиппиус, художница, причем художница очень скромного дарования, не раскрывшегося в полную меру. Известна она главным образом посвященными ей стихами Александра Блока, своими художественными альбомами — увы, утраченными, — и портретами: Блока и Любови Дмитриевны Блок, Андрея Белого, Мариэтты Шагинян, которые, с точки зрения литературоведа, воспринимаются в большей степени как артефакты литературного быта петербургской элиты, а не живописного искусства начала XX века. Это, несомненно, накладывает определенную ответственность на публикатора, который отваживается выступать в старейшей академической серии с таким автором и с таким материалом. Тем не менее этот материал имеет прямое отношение к «Литературному наследству», где незадолго до этого вышло два тома эпистолярного наследия Зинаиды Гиппиус.
Том «Семейных хроник» составили письма Татьяны Гиппиус к сестре, Д. С. Мережковскому и Д. В. Философову за очень конкретный период — все они относятся ко времени их пребывания в Париже в 1906–1908 гг. Во многих отношениях эти письма уникальны, поскольку свидетельствуют о потаенной религиозной жизни Мережковских, об истории их неохристианской общины и семьи-коммуны, сложившейся вокруг церкви их толка — церкви Святой Троицы (Иоанновой), которую они посвятили Третьему Завету, Откровению Святого Духа (первое совместное богослужение Мережковских и Д. Философова состоялось в Великий Четверг 29 марта 1901 года). Главный «сюжет» писем-дневников — повседневная жизнь младшего «гнезда» общины, семьи-коммуны, руководимой Татьяной Гиппиус. В ту пору она была студенткой живописного отделения Высшего художественного училища Академии художеств, училась в мастерской И. Е. Репина. После отъезда Мережковских в Париж члены коммуны обосновались в оставленной им квартире на Литейном, 24 (в доме Мурузи), это — жившие вместе — Антон Владимирович Карташев, приват-доцент Духовной академии, оставивший свою научную богословскую карьеру и примкнувший к Мережковским; Татьяна и Наталия Гиппиус (самая младшая из сестер, она тоже училась в Академии художеств, только на скульптурном отделении, а не живописном); молодой талантливый скульптор Василий Васильевич Кузнецов; а также Серафима Павловна Ремизова и первоначально Андрей Белый. В круг посвященных, но не принимавших участия в общих молениях, входили Николай Александрович Бердяев, Блоки, Евгений Павлович Иванов, Алексей Михайлович Ремизов, Василий Васильевич Успенский (товарищ Карташева по Духовной академии). В свете общего движения за реформацию и отделение Православной церкви от государства, которое в годы Первой русской революции получило небывалый размах в среде интеллигенции, «дневники» Татьяны Гиппиус — документ замечательный, «говорящий», просто первоклассный для изучения христианского модернизма в России.
Помимо центрального сюжета, в этих письмах нашли отклик самые разные события петербургской жизни (литературной, художественной, театральной, религиозно-общественной, политической) — это своего рода петербургская хроника 1906–1908 годов. Татьяна Гиппиус принадлежала к известной литературной семье, ее контакты внутри петербургской элиты, прямые и опосредованные, были многочисленны. Подтверждение тому — внушительный объем именного указателя в конце тома. Однако эта книга не только своего рода энциклопедия повседневной жизни петербургской элиты той эпохи, это еще и история семьи Гиппиус-Мережковских. И по этой части новой информации для себя читатели здесь найдут немало.
Я очень благодарна всему коллективу «Литературного наследства» и главным образом Монике Спивак, Андрею Серкову и Константину Львову — они помогли мне с этой книгой, взяли на свои плечи очень тяжелую редакторскую ношу, потому что этот текст для серии все же неординарный: и по содержанию, и по форме, и по другим статьям. Не могу не принести благодарность моим друзьям и коллегам из Амхерстского Центра русской культуры (Стэнли Рабиновичу, Виктории Александровне Швейцер (им обоим, увы, посмертно), Татьяне Чеботаревой, Татьяне и Инайе Бабенышевым, Джейн Таубман), без их заинтересованности в моей работе, без их участия и помощи в продолжение всего «перинатального» периода, я думаю, эта книга никогда бы не состоялась.
RU
EN